Переориентация 50% российских компаний (без учета крупнейших игроков с масштабной in-house логистикой) с собственных складов на 3PL-аутсорсинг позволит снизить дефицит площадок по всей России и сократить складские расходы на 15-35%. К такому выводу пришли авторы аналитического обзора ПЭК, подготовленного совместно с Tablogix и NF Group.
– Спрос на аутсорсинг складской логистики в России за январь-август 2024 года увеличился на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – сообщил коммерческий директор Tablogix Дмитрий Масальцев.
По данным NF Group, выше всего объем занимаемых площадей на площадках логистических провайдеров у классического ретейла (28%) и сегмента товаров народного потребления (19%). Остальные клиенты занимают менее 9% по каждой из отраслей: производители и дистрибьюторы автозапчастей, фармацевтических товаров, e-commerce и e-grocery.
Одна из основных причин низкого спроса на 3PL-услуги – убеждение в том, что благодаря развитию собственной логистики можно добиться наибольшей эффективности операций, считает
Дмитрий Масальцев.
Негативно сказывается также и отсутствие единых стандартов сервиса на российском рынке складского аутсорсинга, добавил директор ПЭК: 3PL Иван Масалов.
– Например, соотношение собственных и привлеченных автопарков компаний в России уже достигло около 50%, в том числе благодаря единым стандартам сервиса: каждый перевозчик действует по одному и тому же алгоритму, благодаря чему компаниям удобно интегрировать их в собственные бизнес-процессы. Тогда как у каждого складского провайдера собственная бизнес-модель, в результате чего клиентам каждый раз приходится перестраивать внутренние процессы для взаимодействия с ними, считают эксперты.
Низкий спрос на складской аутсорсинг в России также связан с неготовностью логистических служб грузовладельцев подключаться к таким операциям, так как переход на 3PL руководство российских компаний часто воспринимает как последствия неэффективности внутренней логистики, пояснил эксперт. Невысокий спрос эксперт также связывает с нехваткой данных о финансовых и производственных показателях на внутреннем рынке и в аналогичных/смежных отраслях. Кроме того, по его словам, многие компании до сих пор не знакомы с особенностями и механизмами 3PL-операций, отметил эксперт. Слабая информированность тоже негативно сказывается на спросе на этот сервис.
По мнению аналитиков, если хотя бы 50% российских компаний, за исключением крупных предприятий, чья внутренняя логистика сопоставима по эффективности с профессиональными 3PL-операторами, перейдут с использования собственных складов на площади аутсорсинговых провайдеров, то совокупный эффект от оптимизации избыточных мощностей позволит сократить дефицит складских площадей по всей стране на десятки процентов.
По оценкам NF Group Research, в 2024 году тарифы на услуги 3PL-операторов выросли на 18-66% год к году в зависимости от операции. Сильнее всего подорожала услуга пикинга (отбор и подготовка товаров к отгрузке в соответствии с заявкой заказчика): на 66% год к году – до 21,8 руб. за коробку. На втором росте по динамике роста стоимости оказались ручные погрузочно-разгрузочные работы. По этой услуге тарифы в среднем выросли на 59% – до 26,2 руб. за короб. На третьем месте стикеровка, которая в этом году подорожала на 32% - до 7,9 руб. за стикер.
Источник: Logirus