Пресс
центр

Контакты для СМИ:

По вопросам о деятельности компании в России для публикаций обращайтесь в пресс-центр Tablogix в России:

Мария Домашёва

Менеджер по маркетингу

Maria.Domasheva@Tablogix.ru

Горячая пора для южного направления

04.02.2017

«РЖД-Партнёр»

Алексей Подчуфаров, руководитель отдела интермодальных перевозок Itella в России, о Новороссийском порте как одном из наиболее развивающихся портов России в материале «Горячая пора для южного направления»

Современный бизнес старается вкладываться в новые морские гавани и порты, хотя глубоководных объектов, особенно на российском Юге, до сих пор мало. Что сдерживает расширение морских портов на Юге и когда ждать расцвета Азово-Черноморских гаваней?

Чем богаты?

Через морские ворота РФ последние 14 лет переваливается в 2,5 раза больше грузов, чем раньше. Присоединение Крымского полуострова к РФ позволило расширить Азово-Черноморский бассейн новыми портами Евпатории, Керчи, Ялте, Феодосии и Севастополе. Вместе с ними прибавилось и мощностей для перевалки навалочных/насыпных грузов, используемых в рамках товарооборота с другими странами. Таким образом, за 2016 г. по объему обработки грузов на первое место в РФ вышли именно незамерзающие порты Азово-Черноморского бассейна, так как по сравнению с 2015 г. прирост их мощностей составил 4,7%.

В то же время последнее десятилетие существенно трансформировало российские портовые возможности Юга. В 2009 г., например, в Азове и Ростове-на-Дону речные порты стали морскими. Теперь Ростовский порт имеет статус международного, ориентирован на прием/отгрузку грузов, транзитное обслуживание в формате «река-море» и открыт для зарубежных судов. При этом, несмотря на заморозку проекта возведения мультимодального транспортно-логистического узла на 16 млн. тонн на базе Ростовского универсального порта, объем обработки грузов в гавани за 2016 г. вырос на 11,4%.

Азов — это морской порт, через который проходят основные водные артерии РФ, ведущие к промышленным центрам европейской части страны: через Волго-Донский канал к Каспию и через Волгу к северным рекам, а также к месту соединения Волго-Балтийского и Беломорканала. Через порт Таганрога проходят основные промышленные маршруты к центральной части РФ, Сибири, на Урал и в Центральную Азию, в страны Средиземного моря. Здесь круглогодично идет перевалка металлолома, угля, контейнеров, зерна, древесины и других экспортно-импортных категорий грузов.

Порт Кавказ агрегирует 5 международных паромных маршрутов между портами России, Грузии, Болгарии и Турции: Крым, Поти, Варна, Самсун и Зонгулдак. К туапсинскому морскому порту подходят грузопотоки со всей России, от Урала и Западной Сибири до южных регионов страны. По морю сюда прибывают и отправляются грузы в страны Средиземного моря, Ближнего и Среднего Востока, в Индию, Западную/Северную Европы, в Южную Америку, Юго-Восточную Азию и даже США. В отличие от других портов Азово-Черноморского бассейна, туапсинская гавань является глубоководной и круглогодичной.

Есть куда расти?

В России наиболее крупным портом, переваливающим генеральные, навалочные, контейнерные и продовольственные грузы является Новороссийск. Также здесь обрабатываются лесоматериалы, сырая нефть и нефтепродукты. Здесь работают около 80 компаний, а узким местом считаются ж/д и автомобильные подходы. Закономерно, что порт работает не в полную силу. Хотя  у руководителя отдела интермодальных перевозок Itella в России Алексея Подчуфарова немного другое мнение: «По контейнерным грузам Новороссийск в данный момент может считаться одной из самых активно развивающихся российских гаваней. Причем здесь растет объем не только контейнерных, но и скоропортящихся грузов. И даже с учетом растущих объемов, затруднений и задержек с обработкой грузов в новороссийском порту не наблюдается».

Таманные перспективы

Мог бы стать объектом гордости для страны и порт Тамань, но уже много лет он находится в подвешенном состоянии. Порт стал развиваться одновременно с запуском терминала по перегрузке масложирового сырья, после чего в 2011 году был запущен еще и зерновой терминал, а в 2012 г. через ЗАО «Таманьнефтегаз» была инициирована перевалка нефтепродуктов и сжиженного углеводородного газа. Когда завершились работы по увеличению глубины подходного канала и акваторий причалов, начали развиваться проекты по расширению портовой инфраструктуры. Чтобы ликвидировать нехватку портовых мощностей, запланирована реализация проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», но с этого момента прошел уже не один год.

Отраслевые аналитики считают, что когда сухогрузный район Тамани все-таки будет закончен, это даст возможность наладить не только транспортное сообщение с Крымским полуостровом, но и создаст предпосылки для развития логистических мощностей Азово-Черноморского бассейна. Тогда же порт Тамань может быть включен в международный транспортный коридор Север-Юг.

«ФАУ «Главгосэкспертиза России» одобрила проект, в рамках которого будет возведена припортовая ж/д станция и подъездные пути для транспортного перехода через Керченский пролив. Планируется реконструкция ж/д станции Вышестеблиевская и строительство прочих объектов транспортной инфраструктуры сухогрузного района порта», – прокомментировали перспективы Тамани представители пресс-службы ведомства.

Если углубление дня причальной акватории будет продолжено хотя бы до 18-20 м, таманский порт сможет принимать суда до 160 тыс. тонн, что даст возможность интегрировать Тамань в транспортные потоки Туапсе и Новороссийска. К 2025 году для него запланирована мощность перевалки до 98 млн. тонн и если она будет достигнута, Тамань выйдет на второе место по грузообороту, уступая пальму первенства лишь Новороссийску. Более того, развитие порта позволит уменьшить зависимость российских производителей от ситуации во внешней политике.

Качество & объем

Азово-Черноморские гавани находятся на пересечении нескольких транспортных коридоров и пропускают через себя более 1/3 российского грузопотока. К тому же к ним ближе всего от крупных производственных центров страны до Европы, Ближнего Востока, Африки и Америки. Такая специфика обуславливает создание специальных терминалов, обустройство сухопутных подходов, углубление акваторий, ведь для большинства современных судов нужны глубины от 17 до 22 м.

Эксперты отрасли указывают на необходимость создания логистических центров соответствующего уровня и корректировку традиционно обособленной работы стивидоров. Если разобраться с этими сложностями, кубанские, крымские и ростовские морские порты смогут решить задачу удешевления и ускорения грузоперевозок. Для этого нужно своевременно обновлять портовые мощности, наладить продуктивный обмен мнениями между государством и бизнесом, оптимизировать бюрократические процессы между отраслевыми службами.


Читать статью в формате pdf

Источник: РЖД-Партнёр


В 1994 г.
основана в России
30 лет
на рынке логистики
260 тыс м²
складских помещений
700
городов доставки
1500
сотрудников