
центр
Контакты для СМИ:
По вопросам о деятельности компании в России для публикаций обращайтесь в пресс-центр Tablogix в России:
Мария Домашёва
Менеджер по маркетингу
По вопросам о деятельности компании в России для публикаций обращайтесь в пресс-центр Tablogix в России:
Менеджер по маркетингу
«Доринфо»
Александр Ничипорчук, Руководитель Восточного региона Itella в России, о развитии дорожного потенциала на Дальнем Востоке:
В конце 2016 г. Правительство РФ согласовало Концепцию развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Документ предполагает четко определенный комплекс действий по развитию транспортных путей, а также ряд организационных и нормативных моментов. МТК будут развиваться за счет уже работающей инфраструктуры и при поддержке новых объектов, запланированных к строительству в ближайшие несколько лет. При этом коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» рассматриваются в качестве цельных путей доставки как по ж/д и воде, так и по автомагистралям. В этом материале «ДорИнфо» расскажет, какие дороги будут строиться с нуля, а какие реконструироваться и ремонтироваться.
Сегодня «Приморье-1» и «Приморье-2» неконкурентоспособны, по большей части из-за их скромной пропускной способности, а также административных препятствий. Ожидается, что постепенное развитие МТК поможет реализовать транзитный потенциал Дальнего Востока. В долгосрочной перспективе цель формирования и развития «Приморье-1» и «Приморье-2» заключается в стабилизации достигнутых результатов экономического международного сотрудничества, интеграции РФ в рыночную конъюнктуру Азиатско-Тихоокеанского региона, а также социально-экономическом становлении Байкальского региона и Дальнего Востока в целом.
Запуск и полномасштабная эксплуатация МТК даст импульс для решения задач по повышению эффективности процесса грузоперевозки, поможет значительно сократить риски и транспортные издержки по обеспечению безопасности грузов, сократит сроки доставки. Подъем эффективности перевозок будет достигнут благодаря развитию и модернизации сопутствующей инфраструктуры и повышению ее пропускных мощностей. Оптимизация грузовых маршрутов и развитие логистических комплексов современного уровня поможет устранить административные барьеры или нивелировать их влияние. С тем, что инфраструктура Дальнего Востока давно требует модернизации и улучшения согласны все участники транспортной отрасли.
«Расширение коммерческих отношений между Китаем и Россией, в том числе и в секторе e-commerce, стало драйвером для ускоренного грузопотока между двумя нашими странами. В связи с этим, конечно, транспортный потенциал Дальнего Востока развивать нужно и важно», – высказал «ДорИнфо» мнение руководитель Восточного региона Itella в России Александр Ничипорчук.
Концепция выделяет 5 базовых категорий товарных потоков Дальнего Востока и северных провинций Китая. Они и были взяты за основу для оценки дальнейшего развития МТК.
Грузопоток категории №1 – перевозки российского направления в порты Приморского края. Суммарный грузооборот по ним за 2015 г составляет 100 000 000 т, тогда как возможности гораздо выше – до 120-160 000 000 т к 2020 году. Это важный, но не целевой путь для обоих МТК, так как этот маршрут охватывает ограниченный участок территорий от Находки до Уссурийска.
Грузопоток категории №2 – автотранспортное сообщение между Российской Федерацией и КНР. В основе этого направления экспорт удобрений, материалов для строительства и промышленного сырья. Развитие транспортных коридоров улучшит условия работы этого потока, правде без предпосылок для сколько-нибудь значимого увеличения объемов внешнеторгового оборота грузов. По предварительным расчетам к 2020 году этот показатель должен вырасти до 35 000 000 т в год.
Третье направление – грузоперевозки из Китая в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, исключая Россию. И в этом товарном потоке есть большой потенциал для роста. Однако, чтобы процесс затронул и доставку грузов по нашей стране, важно наращивать пропускную способность автомагистралей, мощность морских гаваней и упростить режим транзитной перевозки груза из Китая через Приморье. Четвертым направлением выступает грузоперевозка товаров в Среднюю Азию через Китай, а также реэкспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и дальнего зарубежья без доступа к морским портам. В этом направлении грузопоток сейчас ограничен, хотя включает большой список номенклатур и в 2015 г. составил 10 000 000 т.
Пятым потоком является направление, по которому идет доставка грузов между провинциями Китая: центральными, южными и северо-восточными. По этому направлению в 2015 году перевезено порядка 250-300 000 000 т груза. На данный момент грузооборот внутри КНР между этими тремя зонами проходит через ж/д пути и морские гавани, однако ресурсы этих объектов практически полностью исчерпаны. Что интересно, маршрут от порта до крупных населенных пунктов этих провинций в среднем составляет 1 000 км, поэтому перспективной альтернативой может стать перевозка грузов по Приморью. Это сократит дальность наземной доставки на 200-500 км и, в свою очередь, снизит логистические затраты на 10-40%. За базовый целевой показатель взят именно поток №5, а мероприятия по развитию «Приморья-1» и «Приморья-2» оценивались с учетом включения в них железнодорожных путей, автодорог, платных объектов инфраструктуры и тарифных политик ТК.
Базовым объектом в составе «Приморья-1» стали автомобильные пункты многостороннего пропуска «Пограничный», «Полтавка» (двусторонний ДАПП),
ж/д станция «Гродеково», ж/д пункт пропуска «Пограничный», линия Госграница - Гродеково - Владивосток - Находка - п.Восточный, автодороги от границы до морских гаваней в Находке, Владивостоке и Восточном, а также терминалы для контейнерной перевозки и портовые пропускные пункты во всех трех городах.
«Сейчас на этих территориях не все дороги такого качества, которое нужно для поддержания оптимального грузопотока, поэтому должна вестись активная работа для улучшения автодорожной инфраструктуры. Так, из Уссурийска до ст. «Гродеково» и перехода «Пограничный» дорога нуждается в расширении и улучшении покрытия. Однако нельзя не заметить, что в этом направлении уже идет определенная работа. Показательный пример – трасса федерального значения «Владивосток - Хабаровск», на которой сейчас идут дорожные работы», – комментирует ситуацию Александр Ничипорчук.
Для китайских грузоперевозчиков путь по Дальнему Востоку начинается с пункта «Пограничный» между одноименным поселком и г. Суйфэньхэ провинции Хэйлунцзян. Пропускной пункт шестиполосный, бесплатный для всего транспорта, в том числе и для грузового. При этом 4 полосы предназначены именно для грузовиков, а 2 – для автобусов. Каждые 24 часа через него проходят 86 грузовых машин, тогда как пункт способен пропускать до 130 грузовиков в сутки. Так что получается, что текущая загрузка МАПП всего 0,5 млн. т в год и свободных мощностей остается 0,1 млн. т в год.
Расширить действующий пункт пропуска позволит строительство нового МАПП «Пограничный», который согласно ФЦП «Государственная граница РФ 2021-2021 годы» сможет пропускать в сутки до 500 грузовых машин, 200 пассажирских автобусов и 600 легковых авто. В пункте будет 5 полос на въезд и столько же на выезд, 18 кабинетов для паспортного контроля.
За 23 рабочих часа в сутки пункт будет пропускать 2 200 000 т грузов в год. Однако экспертам необходимо найти источники финансирования, чтобы присоединить новый объект к энергетическим мощностям РФ, так как в ФЦП «Государственная граница РФ 2021-2021 годы» эти работы не предусмотрены.
В составе «Приморье-1» есть еще один пункт пропуска. Это ДАПП «Полтавка», расположенный на шестом километре магистрали «Полтавка - Заставка». Он вспомогательный, компенсирует недостаточную мощность МАПП «Пограничный» в части пропуска пассажирского автотранспорта. В пункте 7 полос, а за 24 часа он пропускает две сотни грузовиков. Этот показатель соответствует проектным данным. Текущая загрузка составляет 0,6 млн. т в год, тогда как 0,3 млн. т в год – это свободные мощности. Пункт платный, за проход через него грузовые машины платят по 3 000 рублей за 1 авто. Концепция предполагает расширить ДАПП посредством строительства моста через р. Гранитная. Будут привлекаться средства частного инвестора и в связи с тем, что работающий мостовой переход находится в неудовлетворительном состоянии. Если частный капитал удастся привлечь, скорее всего, дополнительный пункт перехода будет платным.
Дороги, входящую в дорожную сеть от границы до морских гаваней в составе «Приморья-1», сейчас бесплатны. Это участки трассы А-184 от Уссурийска до госграницы, Северный обход, обход села Раздольное, А-370 на участке «Хабаровск - Владивосток», подъезд к с. Покровка от А-184 и дороги «Покровка - Новогеоргиевка», «Галенки - Новогеоргиевка - Полтавка - Заставка».
На участке «Уссурийск - Пограничный - госграница» трассы А-184 согласно Концепции будет реконструироваться 24 км, начиная с 72-го по 96-й км. Для транспорта, пущенного в объезд Северного обхода, также будет отремонтирован участок с нулевого по 13-й километр. Уже сейчас на этой дороге идут активные ремонтные работы.
Протяженность планируемого к строительству Северного объезда составляет 22,5 км. Маршрут пройдет от Михайловки до автомагистрали «Уссурийск - Пограничный - госграница» и даст возможность перевести транзитный поток транспорта городских улиц в объезд. Все 16 км обхода с. Раздольное нуждаются в капитальной модернизации. В ремонте также нуждаются 2 участка федеральной трассы «Уссури» – 703-715 км и 715-725 см.
На трассе «Владивосток - Находка - порт Восточный» уже готов обход Артема протяженностью 16 километров. Он был открыт еще в 2016 г. До 2020 года будет построен еще один обход – 25 километров в объезд Шкотово, Смоляниново до г. Большой камень. Работы здесь начались в 2017 г. Очередной этап работ на этой трассе затронет участок с обходами н.п. Петровка, Большой Камень, Фокино, Волчанец, Находка, Врангель и с выходом в порт Восточный. Это будет 105 километров, возможно, с отдельными платными участками.
Международный коридор включает 20 километров трассы «Артем - Находка - порт Восточный», в том числе и подъезд к порту, и на всем протяжении этого участка дорожное покрытие нуждается в ремонте. 13 километров на подъезде к с. Покровка также нуждаются в реконструкции, как и все 22 километра трассы «Покровка - Новогеоргиевка». На автомагистрали «Галенки - Новогеоргиевка - Полтавка - Заставка» запланирован ремонт 15 км дороги.
Эксперты оценивают пропускную способность дорог от российской границы до портов Находки, Восточного и Владивостока в 12 600 000 т в год. При этом дороги загружены всего на 80%. Грузопоток сдерживают населенные пункты, через которые проходит маршрут. Предполагается, что дорожная реконструкция дорог в составе «Приморье-1» позволит увеличить пропускную способность этих трасс и нарастить грузооборот на 2-3 000 000 т за год.
Согласно Концепции за проезд по новым участкам трассы и мостам будет взыскиваться плата, но только в том случае, если у водителей будет альтернативный бесплатный маршрут. Также согласно тексту Концепции, реконструкция и модернизация запланированы и в портах, и на железнодорожных линиях.
В МТК «Приморье-2» включены МАПП «Краскино», ЖДПП «Махалино», линия Госграница-Зарубино, сам пункт «Зарубино», дороги от границы по него и одноименный перевалочный контейнерный терминал.
На границе РФ с провинцией Цзилинь МАПП «Краскино» – единственный пропускной пункт. Он бесплатный, двухполосный. Одна полоса на выезд, другая – на въезд для всех категорий транспорта. Пункт загружен почти полностью – текущая загрузка 0,15 млн. т в год при свободных мощностях 0,05 млн. т в год. В рамках Концепции здесь также будет строиться новый пропускной пункт с пятью полосами на выезд и въезд на 150 грузовых машин в сутки и по 50 автобусов и легковых автомобилей. После завершения строительства мощность «Краскино» достигнет 0,66 млн. т грузов в год.
Дорожная сеть международного транспортного коридора «Приморье-2» – это дорога регионального значения «Раздольное - Хасан - Зарубино», трасса «Краскино - Госграница» и обход с. Краскино, находящийся на стадии планирования. Все эти дороги бесплатны.
Расчеты подтверждают, что увеличить пропускную способность этой сети более 11,5 млн. т может только реконструкция с расширением до 4 полос и строительством трассы в объезд Краскино. Есть и альтернатива – строительство платной автодороги от границы до порта Зарубино. Реализация пока отложено до 2020 года. Для этого проекта нужно сначала сделать технико-экономическое обоснование, для чего нужны средства инвестора. Планируемые работы увеличат грузооборот по этим маршрутам на 15 000 000 т в год.
Эксперты рынка уверены, что отечественные грузоперевозчики при наличии альтернативы бесплатному маршруту будут выбирать комфорт передвижения и ориентироваться на тарифы. И, конечно, платные дороги в составе логистических затрат отразятся на конечной стоимости товаров.
«Если дороги, построенные в рамках новой концепции развития Дальнего Востока, будут платными и без бесплатной альтернативы, грузоперевозчики, конечно, будут вынуждены ездить по ним. Если же у водителей будут пути объезда, возможно, транспортные компании будут этим пользоваться. Впрочем, на выбор пользоваться платными участками дороги или нет, будет влиять как качество самой дороги, так и размер тарифа», – дал свой комментарий руководитель Восточного региона Itella в России Александр Ничипорчук.
МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» будет развиваться в три этапа с одновременной эксплуатацией МТК «Приморье-1», так как основная часть участков коридора уже есть и работает.
На первом этапе, длящемся с 2016 по 2017 гг, будут эксплуатироваться существующие участки МТК «Приморье-1» и проектироваться работы международного транспортного коридора «Приморье-2». Запланированы меры по регулированию транзитного потока из сопредельного Китая, реконструкции МАПП «Пограничный» и «Краскино», модернизация дороги А-184 «Уссурийск - Пограничный - госграница» и проектирование объектов инфраструктуры международного транспортного коридора «Приморье-2».
Тогда же будут готовиться ТЭО для новых объектов, определится круг инвесторов и пройдет оформление прединвестиционных меморандумов с инвесторами.
На втором этапе – это 2018 и 2019 гг – будет эксплуатироваться «Приморье-1» и строиться «Приморье-2». В рамках развития «Приморье-1» продолжится реконструкция А-184 «Уссурийск - Пограничный - госграница».
На третьем этапе, который продлится с 2020 по 2030 гг, завершится формирование инфраструктуры международных транспортных коридоров и начнется полномасштабная эксплуатация обоих коридоров.
В тексте Концепции отмечено, что все три этапа развития МТК будут финансироваться из бюджетных и внебюджетных средств. У инвесторов, по оценкам специалистов, риски участия в проекте более чем умеренные. Кроме того, развитие транспортных коридоров Дальнего Востока даст мультипликативный эффект для региона, что в конечном итоге приведет к росту ВВП минимум на 30 000 000 рублей в год, если считать по ценам 2015 года. Ожидается также и прирост налоговых поступлений, и увеличение числа рабочих мест на 4 000. Также, по мнению создателей Концепции, МТК привлечет частный бизнес к развитию Приморья.
Отметим, что если запланированная целевая модель развития транспортных коридоров Дальнего Востока будет реализована, к началу 2030 г она обеспечит ежегодный грузопоток до 7 000 000 т по «Приморью-1» и до 38 000 000 т по «Приморью-2».