центр
Контакты для СМИ:
По вопросам о деятельности компании в России для публикаций обращайтесь в пресс-центр Tablogix в России:
Мария Домашёва
Менеджер по маркетингу
По вопросам о деятельности компании в России для публикаций обращайтесь в пресс-центр Tablogix в России:
Менеджер по маркетингу
Внимание Федеральной таможенной служба сейчас сосредоточено на информационных технологиях. Эта важная составляющая всех транспортных процессов, поскольку срок доставки напрямую зависит от скорости таможенных операций. Необходимость в инновационных решениях, которые помогут ускорить эти процедуры, давно назрела. ФТС России уже ввела некоторые новшества в работу службы, но в целом предстоит сделать еще многое.
Как многие другие службы, ФТС регулярно критикуют за сложность таможенных процедур и бюрократические проволочки. И это при том, что мировая практика давно демонстрирует успешную работу электронного документооборота в этой области. По данным Евгения Трубина, представляющего СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта», по результатам контроля сопроводительных документов отцепок вагонов на стыковочных пунктах таможенного контроля стало на 80% больше.
Механизм единого окна на таможне РФ разрабатывает Евразийская экономическая комиссия. Ожидается, что нововведение поможет ускорить прохождение грузов, минимизирует дублирование проверочных мероприятий со стороны разных контролирующих органов, уменьшит время простоя транспорта в ожидании выпуска по завершении карантинного ветеринарного, санитарного, фитосанитарного и таможенного контроля. В свою очередь это станет основой для сокращения административных издержек и поможет уменьшить количество трудоемких отцепок вагонов на пунктах межгосударственной стыковки.
Сейчас в составе Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов разработаны программные средства для должностных лиц ФТС и участников внешнеэкономической деятельности. При этом в службе отметили, что в рамках транспортного, карантинного фитосанитарного, а также ветеринарного и санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска российские органы таможни уполномочены работать через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Это обеспечивает тесное взаимодействие с Росавтодором, Роспотребнадзором, Россельхознадзором, Ространснадзором и ИС ЕЭК.
Положительное влияние системы на удобство прохождения таможенного контроля участники рынка уже отметили, однако добавили, что доработка все же необходима. Это же мнение выразила и супервизор отдела комплексных решений Itella в России Ирина Шершнёва: «Единая база документов Росавтодора, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Ространснадзора и других ведомств очень удобна, так как можно достаточно быстро найти все необходимые разрешительные документы, однако возникает вопрос о справедливости для тех, кто платит за разрешительные документы при первичном их оформлении. Очень удобной и выгодной система станет тогда, когда таможенный орган начнет принимать документы из единой базы». Отмечая преимущества системы, Ирина Шершнёва добавляет: «Основное преимущество общей базы в том, что в свободном доступе находится масса нужной информации. Мы в Itella в ее помощью тестировали процедуры удостоверения существования и легальности сертификатов клиентов».
Для интеграции со странами ЕАЭС в службе ведется колоссальная работа. ФТС участвует в разработке Интегрированной системы ЕАЭС, в создании модели данных, формировании списка объединенных процессов для обеспечения работы механизмов одного окна. Над подготовкой проектов решений Коллегии ЕЭК трудится группа экспертов по развитию ИИСС в сегменте общих процедур таможенного сектора. Группа разрабатывает проекты технологических документов, ведет работу по инициации их рассмотрения в странах-членах ЕАЭС, учитывает замечания и предложения. После согласования проектов членами Экспертной группы, они перенаправляются в Консультативный комитет по таможенному регулированию. Созданный при Комиссии, он нацелен на подготовку проектов решений Коллегии ЕЭК в части утверждения согласованных документов. В 2016 г. вся эта огромная работа проводилась в точном соответствии с запланированными и согласованными сроками.
Для ускорения таможенных процессов не так давно введена система предварительного оповещения. Это процесс взаимодействия между таможней и участниками ВЭД, реализованный на информационном уровне. Система работает через обмен электронными сведениями касательно ввозимых грузов. Процедура введена с целью ускорить таможенное оформление в пунктах пересечения государственных границ, но говорить о том, насколько она облегчила грузоперевозку — рано. Такая же технология активно используется для автомобильного и ж/д сектора таможенного контроля, а с апреля 2017 г. станет применяться еще в авиадоставке. Применительно к воздушным перевозкам информацию будут делить на 2 части: данные по товарам и данные по воздушному судну. Если грузоотправитель предоставит полную и достоверную информацию, таможенные органы смогут использовать тактику предварительных решений по таможенным операциям, что сократит сроки досмотра в пунктах пропуска и уменьшит издержки всех участников ВЭД.
Морскому транспорту ФТС предложила другую систему — комплексное решение на базе одного окна. Это решение объединило судовых агентов, морские порты, ФТС, импортеров, пограничную службу, Россельхознадзор и Роспотребнадзор, давая возможность оперировать информацией онлайн. Проект назвали «Морской порт» и реализовали в 5 пунктах пропуска Дальневосточного, Южного, Северо-Западного управлений ФТС. Таким образом, созданы серьезные предпосылки для взаимодействия в единой информационной среде. В основе технологии базовые процессы/процедуры грузоперевозок по морю, с учетом основных норм международного и российского права.
В портах Восточный и Владивосток технология тестируется с 2014 г и, претензий к ее работе нет. На Балтийской таможне систему внедрили 1 июля 2016 г. С ней работают 324 пользователя, включая должностных лиц ФТС, представителей капитании порта, контролирующих служб, терминальных операторов и морских линий. За 1,5 месяца работы через систему передали 8 единиц предварительной информации о товарах и 60 пакетов электронных документов при суммарном объеме товарных партий 12 тыс.Источник: РЖД-Партнёр