центр
Контакты для СМИ:
По вопросам о деятельности компании в России для публикаций обращайтесь в пресс-центр Tablogix в России:
Мария Домашёва
Менеджер по маркетингу
По вопросам о деятельности компании в России для публикаций обращайтесь в пресс-центр Tablogix в России:
Менеджер по маркетингу
Дмитрий Лобанов, руководитель отдела по развитию новых продуктов Itella в России
В 2009-2011 гг., когда в России начался бурный рост e-commerce, логистические операторы и службы доставки развивались, опираясь, прежде всего, на интересы интернет-магазинов. Сейчас в товарной цепочке главным является покупатель, что определяет и направление развития рынка e-commerce, и работу сервисов доставки из интернет-магазинов.
Сегодняшний рынок онлайн-товаров работает с четырьмя форматами доставки, которые продолжают развиваться и трансформироваться.
Сегодня в России доставка курьерскими службами, по данным Data Insight, занимает более 50% объема рынка. Для многих покупателей этот способ был и остается самым удобным: никуда не нужно идти, а оплатить товар можно сразу, при получении. К классической доставке курьером сейчас добавилось новое направление — перевозка срочных заказов, продуктов и готовой еды службами таксе.
В целом курьерские услуги постепенно становятся все лучше и качественнее, однако есть и определенные проблемы. Одна из основных — отсутствие курьерских служб и пунктов выдачи в маленьких городах и поселках. Из-за небольшого объема заказов федеральные перевозчики ограничивают график доставки в такие населенные пункты, что понятно — каждый день подвозить мелкие партии заказов им просто невыгодно. В результате график доставки включает лишь несколько дней в неделю, что сказывается на скорости получения заказа. Второй проблемный момент — отсутствие у многих сервисов опции оповещения клиента о точном времени доставки. В результате курьер предупреждает клиента за 2-3 часа до визита по адресу, тогда как получатель в это время может находиться в совершенно другом месте и физически не успевает получить заказ. Подобные нестыковки отражаются, в первую очередь, на уровне вручаемости посылок.
Мы ожидаем, что в перспективе рынок курьерской доставки будет развиваться с оглядкой на покупателя, повышая уровень коммуникации курьера с потребителем, сокращая период ожидания доставки, предлагая дополнительные виды курьерского транспорта. Также есть все предпосылки для тестирования в России в ближайшее время варианта доставки заказов в багажники автомашин клиентов.
Доставка через сеть почтоматов есть, преимущественно, только в крупных городах, причем в городских локациях с хорошей проходимостью: у метро, в торгово-офисных центрах, крупных супермаркетах спальных районов. Надо сказать, что для многих покупателей доставка в почтомат — наиболее удобный вариант. Во-первых, забрать заказ можно по пути домой или на работу. Во-вторых, его можно получить в любое время, без привязки к визиту курьера.
Сложность одна — габариты посылки не должны превышать размер ячейки. Именно из-за этого ограничения основными игроками рынка доставки в почтоматы остаются продавцы fashion-товаров, мелкой техники и электроники, товаров для детей. Одним из самых популярных этот вариант является и для магазинов интимных товаров, чьи клиенты стараются исключить личную встречу с курьером.
Наблюдая за рынком почтоматов, можно с уверенностью предположить, что благодаря экспансии в регионы этот формат доставки будет постепенно набирать обороты, однако на быстрое развитие надеяться не стоит — в крупных российских регионах этот сегмент уже достаточно сформирован. Что касается других направлений развития, то стоит отметить продуктоматы, которые уже сейчас в Москве устанавливает онлайн-ритейлер «Утоконос» для доставки продуктовых заказов.
ПВЗ могут себе позволить далеко не все. Чтобы пункт выдачи заказов окупался, через него должен проходить довольно большой объем товара из такого же большого количества онлайн-магазинов. При этом все с той же целью экономии, ПВЗ часто открывают в местах с дешевой арендой, например, в промзонах. Это неудобно для определенного контингента покупателей, а большая загрузка ПВЗ часто приводит к очередям.
Несмотря на эти особенности, доставка в ПВЗ развивается и улучшает качество сервиса. Так, в некоторых пунктах выдачи клиентов привлекают, оснащая залы примерочными, кондиционерами, wi-fi, небольшими оборудованными складами. Во многом именно благодаря таким улучшениям этот вид доставки будет постепенно увеличивать долю присутствия на рынке.
Многие интернет-магазины и онлайн-гипермаркеты используют этот вариант доставки в рамках омниканальности. Клиенту удобно, заказав товар, забрать его в офлайн-магазине. Основные преимущества этого вида доставки для потребителей — цена и скорость совершения покупки. Для продавца все сложнее. Специфика омниканальной модели — необходимость разработки IT-платформы для управления всеми каналами продаж. Это требует серьезных инвестиций, поэтому точки выдачи в офлайн-магазинах могут позволить себе только крупные игроки рынка.
Точку выдачи заказа в офлайн-магазине, как один из каналов доставки, сейчас активно используют многие крупные ритейлеры сегмента Fashion и электроника: в обороте таких гипермаркетов и магазинов объем интернет-заказов достигает 5%.
Доставка товаров, заказываемых по интернету, в Европе была хорошо развита еще в 90-х годах. Российский e-commerce значительно отстал от европейского во времени, но не в качестве. Сейчас на российском рынке потребителям предлагают гораздо более гибкие условия доставки и много удобных опций. Опций, которые в Европе до сих пор считаются большой редкостью, например, выбор времени доставки, несколько вариантов оплаты, частичный выкуп.
Впрочем, нам есть чему поучиться у зарубежных коллег. Например, организации своеобразных почтоматов в жилых домах. В Финляндии, в частности, во многих многоквартирных комплексах предусмотрены специальные кладовые, куда доставляются не только типичные онлайн-заказы, но и продукты из магазинов. Также Россия до сих пор уступает Европе по качеству инфраструктуры. Так, за рубежом логистика позволяет доставлять товары из одного конца страны в другой за 1-2 дня, тогда как в России на такой срок доставки могут рассчитывать только покупатели из крупных городов. Во многих регионах отсутствие качественных дорог и логистической инфраструктуры должного уровня не позволяет поднять качество сервиса курьерских служб и выполнять некоторых виды услуг, например, доставку крупногабаритных заказов с подъемом на этаж.
Впрочем, наблюдая за тенденциями рынка e-commerce, хочется верить, что со временем логистическая инфраструктура России достигнет нужного уровня и разница между качеством доставки в крупных городах и небольших населенных пунктах постепенно нивелируется.
Источник: www.retail-loyalty.org