
центр
Контакты для СМИ:
По вопросам о деятельности компании в России для публикаций обращайтесь в пресс-центр Tablogix в России:
Мария Домашёва
Менеджер по маркетингу
По вопросам о деятельности компании в России для публикаций обращайтесь в пресс-центр Tablogix в России:
Менеджер по маркетингу
- Михаил, начнём с начала. Расскажите, пожалуйста, о себе: как вы решили начать заниматься IT? Вряд ли это была мечта детства – постичь мир компьютеров, тогда и компьютеров ещё не было. Может, вы, как и сотни мальчишек в то время, мечтали стать космонавтом?
- Как это ни странно, но космонавтом я стать не мечтал. Но сколько себя помню, всегда хотел быть конструктором, как папа. В советские времена все известные конструкторы были на слуху, мой отец работал в НИОКРе (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), они вечно конструировали что-то секретное. Ну и мне нравилась сама идея что-то создавать и конструировать, и я постоянно что-то строил из спичек и кубиков. Правда, одним конструированием дело не обходилось. Я разобрал все игрушки, чтобы посмотреть, из чего они состоят, а потом начинал собирать сначала.
А что до IT, то намного позже у нас дома появился один из первых домашних компьютеров «Сантака», который позволял программировать на языке Basic. Тогда я увлёкся вычислительной техникой, начал пытаться писать первые программы.
- С папой или самостоятельно?
- Сам. Тогда никто в моём окружении особо в этом не разбирался и всё узнавали опытным путём. Постепенно дошёл до программирования на языках так называемого высокого уровня. После школы одноклассники позвали за компанию на факультет информатики и вычислительной техники. Так, за компанию, и поступил.
- Так бывает у актёров. Друга, с которым пошли, не взяли, а тот, кто пошёл за компанию становится народным артистом. Прямо перст судьбы! Куда он направил вас дальше?
- Дальше я устроился в логистическую компанию FM Logistics, где уже на практике начал более глубоко изучать IT-технологии. Когда я пришёл и сказал, что хочу работать в IT, в отделе было всего 3 человека: руководитель – француз и два специалиста, включая меня. Я занимался прокладкой проводов, покупкой и установкой компьютеров, проводов, розеток. Днём я работал, а вечером учился, в основном по книгам – на английском и французском. Это была моя главная учёба, так как в то время – это был 1996 год – никакой теории особо не было – ни в техникумах, ни в институтах. Дальше бизнес развивался, количество сотрудников увеличивалось, а вместе с тем и количество решаемых задач, я начал специализироваться на поддержке пользователей и чуть позже возглавил отдел технической поддержки. А ещё через какое-то время решил переквалифироваться в программиста и подробно начал изучать программирование. Впоследствии я возглавил команду программистов, а затем и весь IT отдел в России и странах СНГ.
- Как долго вы проработали в FM?
- 9 лет, потом перешёл в компанию «Прагматик Экспресс», компания занималась поставками товаров для офиса, там я проработал 8 лет. Уже после «Прагматика», в 2014 году я присоединился к компании Itella в должности ICT директора.
- Когда я пришла в Itella, мне сразу рассказали, что логистика – очень it-зависимый бизнес. То есть ожидания у бизнеса от IT-огромны. Расскажите изнутри, в чём IT-зависимость логистики и чего бизнес ждёт от IT?
- Бизнес ждёт от IT чуда… Если серьёзно, то, конечно, логистика не самая IT-зависимая отрасль. Например, банковский сектор – гораздо более зависим от технологий, и банки давно стали по сути IT-компаниями. Вообще степень проникновения и использования IT-технологий от отрасли к отрасли отличается, но в целом такова сегодняшняя реальность: всеобщая зависимость от информационных технологий. И логистика – не исключение.
- Какие цели вы ставите перед своей командой на сегодняшний день? Чего уже удалось достичь?
- Главное, чего нам удалось добиться, - это вернуть доверие бизнеса к IT. Когда я пришёл, я слышал фразу, что, если при обсуждении каких-то вопросов появлялась необходимость обратиться в IT, на этом обсуждение и заканчивалось. Так что первым шагом в стратегии отдела стало навести порядок в основных процессах IT. С этим мы справились.
Второй шаг в IT-стратегии, на котором мы находимся сейчас, - повышение уровня IT-решений. У нас всё ещё не так высока степень автоматизации, биллинг в контрактной логистике, учёт рабочего времени, бюджетирование. И наша задача сегодня развивать компетенции, необходимые для создания и внедрения новых IT-систем. Это длительный этап. Следующим шагом станет осуществление цифровой трансформацию, то есть создание новых цифровых бизнес продуктов, решений, которые позволят полностью автоматизировать операционные процессы, предоставлять цифровые сервисы для наших клиентов и партнёров.
- Часто обывательское представление об IT такое: сломалось что-то в почте или в принтере – ну ты же айтишник, значит, можешь починить. Программу можешь написать. То есть часто мы представляем максимум две разновидности IT: всемогущая техподдержка и серьёзные программисты. Но, понятно, что задачи департамента информационных технологий намного шире. Получается, что один человек должен уметь делать очень многое. Расскажите, кто в итоге за что отвечает.
- Это, конечно, больше реальность небольших компаний. Там один айтишник должен уметь и компьютер починить, и программу написать. Но чем больше компания, тем менее вероятен такой подход. Задач много, и необходимы более узкие специализации, чтобы и ответственность была персональная. У нас в IT-департаменте 5 отделов. Начну с проектного офиса. Эти ребята управляют всеми проектами в компании. Это сложная и трудоёмкая работа, так как успех любого проекта во многом зависит от того, насколько эффективен менеджер проекта.
Идём дальше. Отдел развития и управления систем, им руководит Владислав Спасовходский. Этот отдел отвечает за внедрение, адаптацию и последующее развитие новых IT-решений, например, новой транспортной или складской системы для клиента. Здесь работают как системные аналитики, так и программисты.
Дальше – отдел интеграции, уже из названия понятно, что отдел отвечает за интеграцию IT-систем Itella и IT-систем клиентов.
Отдел обработки данных и телекоммуникаций. Здесь две команды: поддержка нашего дата-центра\серверов и телекоммуникации – это телефония и средства передачи связи.
И, конечно, наш отдел поддержки пользователей. Там работают специалисты поддержки приложений и специалисты, которые осуществляют 24-часовую поддержку наших приложений и поддержку пользователей. Именно они могут подсказать, как починить почту.
- Большая получается команда. Что вы особенно цените в своих сотрудниках?
- Все люди разные и я ценю индивидуальность. Проще сказать, чего я не приемлю. Три вещи: обман, равнодушие и отсутствие желания учиться, даже на собственных ошибках. Все ошибаются, плохо, если не сделаны выводы и из раза в раз повторяется одно и то же. С учётом того, что IT развивается космическими темпами, то отсутствие желания к развитию – это профессиональная смерть. IT-специалисты должны постоянно развиваться.
- А кто повлиял на ваше развитие?
- Помимо книг и того, что я сразу попал в западную компанию – а это, конечно, привнесло особый подход к работе, - большое влияние на меня оказали мои руководители. Например, мой первый шеф учил меня работать с выключенным монитором.
-…???
- Он говорил: «У тебя руки работают быстрее мысли. Выключи монитор, подумай, потом включи и сделай». Я рвался поскорее включить монитор. «Я подумал», - говорю. «Подумай ещё», - отвечал он. И этот урок был очень хорошим для меня. То, что у нас называется: «Семь раз отмерь – один раз отрежь».
- Но ведь быстрое принятие решений ведь не всегда минус, иногда в приоритете как раз скорость.
- Я стараюсь принимать решения ровно в тот момент, когда это необходимо. Если необходимо принять решение быстро, я приму его быстро. Если есть возможность дополнительного анализа и сбора мнений, то я это сделаю. Вот, например, когда отряд попадает в окружение и командиру нужно принять решение, в каком направлении пойти на прорыв, по сути не важно в каком, главное – просто пойти и повести всех за собой, потому что иначе все могут погибнуть. Но, благо, такие ситуации происходят редко.
- Как начинается ваше утро?
- Сначала – с зарядки, а потом с чашки кофе.
- Как здорово, что кто-то рассказал про зарядку! Сколько спрашиваю про начало дня, редко слышу этот спортивный ответ.
- Вообще ежедневная зарядка – это в какой-то степени преодоление себя. Просыпаешься утром, хочется ещё полежать под одеялом. А зарядка тренирует тебя и дисциплинирует. И в целом занятия спортом помогают держать себя не только в хорошей физической форме, но и быть собранным и выдерживать и рабочие нагрузки.
- Вы больше человек результата или процесса?
- Вообще, конечно, я больше человек результата. Но постоянное получение результата – это и есть процесс.
Беседовала Евгения Елисеева