центр
Контакты для СМИ:
По вопросам о деятельности компании в России для публикаций обращайтесь в пресс-центр Tablogix в России:
Мария Домашёва
Менеджер по маркетингу
По вопросам о деятельности компании в России для публикаций обращайтесь в пресс-центр Tablogix в России:
Менеджер по маркетингу
Следующие 2 года постаматы смогут составить серьезную конкуренцию классическим ПВЗ, взяв на себя роль не просто участника, но и драйвера рынка логистики. Easy Way сообщает, что уже сейчас типовые пункты выдачи заказов занимают 15-20% рынка доставки интернет-товаров, тогда как у постаматов уже 8-10%. Если посчитать, получится, что порядка 1/3 онлайн-заказов покупатели получают заказы через ПВЗ разного типа.
На самом деле у постаматов огромный потенциал для роста. По информации, полученной от Национального исследовательского университета Высшей школы экономики, сегмент интернет-магазинов в РФ занимает 5 %, в то время как на Западе он не менее 20 %. Есть куда развиваться и расти.
Тем более, по мнению аналитиков отрасли, сегодняшние покупатели требуют более гибких каналов связи. Им недостаточно декстопного интернета и мобильных предложений. Им нужен доступ к логистике и коммуникациям через WhatsApp.
«В Европе, по крайней мере, в большинстве стран, рынок постаматов сформирован на 100%. Эти форматы ПВЗ можно найти на заправках, в сетевых продуктовых супермаркетах, – добавляет Дмитрий Лобанов, руководитель направления «Электронная коммерция» Itella в России. – Зачастую основную часть рынка доставки занимают национальные почтовые операторы. Они доставляют заказы в постаматы, отделения почты, выполняют курьерскую доставку, в том числе и крупногабаритных грузов.
В Финляндии так функционирует Posti, к примеру. Получается, что в Европе рынок доставки интернет-заказов сосредоточен в основном в руках национальных почтовых служб. И этому способствует весьма развитая инфраструктура, в том числе и в плане качества дорожного сообщения».
Касаемо ситуации в России, по мнению Дмитрия Лобанова, все сложнее. Чтобы покрыть постаматами территорию такой огромной страны, нужна соответствующая инфраструктура, а для создания этой инфраструктуры – соответствующие инвестиции, которые возможны только в рамках федеральных программ. Сейчас российским участникам рынка приходится искать выход на смежные сегменты, в частности, развивая доставку продуктов. «Этот функционал успешно реализует «Утонос», активно устанавливающий свои постаматы в столице,– добавляет эксперт. – Чему еще можно поучиться у зарубежных коллег, так это применению постаматов для c2c доставки, однако в нашей стране для этого формата пока действуют некоторые юридические ограничения».
Лидирующую позицию на рынке почтовых терминалов у нас в стране занимает PickPoint. Следом за ним идут LogiBox, Boxberry и QIWI Post. Однако г-н Лобанов убежден, что, несмотря на конкуренцию «PickPoint пока единственный крупный игрок рынка терминальной выдачи. Я считаю, что обороты других участников этого сегмента не настолько существенны, чтобы они могли конкурировать с PickPoint. Не так давно список компаний терминальной выдачи пополнился Pulse Express, но новый игрок еще не настолько силен, чтобы конкурировать по оборотам с PickPoint».
Аналитика PwC «Тотальные продажи. Десять инвестиций ритейлеров в неопределенное будущее» (в рамках исследования опрошено более 24 тыс. интернет-покупателей из 29 стран мира), торговля через интернет продолжает расширять сферу влияния. В России лидирующую позицию в этой отрасли занимает сегмент бытовой электроники и компьютеров. В то же время заметным становится тренд увеличения объема онлайн-покупок продуктов. При этом 3 года кризиса наглядно показали, что для 36% покупателей в Москве и СПб и 25% респондентов из других регионов РФ, основным критерием покупки в интернете является не столько цена, сколько ассортимент и удобство оформления заказа.
PwC прогнозирует, что к 2020 году доля покупок, совершаемых с помощью мобильных устройств, увеличится до 30–40% от суммарного объема. Это же тенденция прослеживается и для социальных сетей. В JLL отмечают, что границы между виртуальным и реальным шопингом продолжают стираться, однако степень проникновения онлайна в некоторых товарных группах до сих пор остается небольшой.
Глубже всего онлайн проник в сегмент услуг: продажа авиа- и ж/д билетов, музыкального, образовательного и художественного контента, бронирования билетов. В товарных группах лидирует одежда, электроника и обувь. Именно на них делают ставку интернет-магазины, предлагая в качества варианта доставки постаматы. Чтобы справится с главным ограничением терминальной выдачи – небольшими ячейками – будут установлены постаматы с увеличенным объемом ячеек. Они позволят покупателям заказывать крупногабаритные товары. К тому же постамат был и будет самым популярным способом доставки для магазинов интимных товаров, добавляет Дмитрий Лобанов. Клиенты этих компаний предпочитают обезличенные заказы и повышенный уровень конфиденциальности, который не может обеспечить курьерская доставка.
Еще пару лет назад основной локацией постаматов были транспортных развязки, торгово-развлекательные центры и вокзалы. Со временем терминалы разошлись по Москве и области, обосновавшись в спальных районах. В то же время самыми перспективными местами для установки терминалов для выдачи заказов большинство игроков рынка сейчас называют деловые и торговые центры.
Дмитрий Лобанов, комментируя тенденцию развития терминальных ПВЗ отметил, что у нас в стране постаматы, несмотря на рост популярности и интереса со стороны покупателей, никогда не вытеснят классические способы получения заказа: «В первую очередь из-за специфики товаров, среди которых много крупногабаритных, превышающих размер ячеек. Также стоит учитывать и определенную долю покупателей, которые привыкли получать заказ из рук в руки или просто не хотят никуда за ним идти. Так что не стоит думать, что курьерская доставка, как и розничная офлайн-торговля, сдадут позиции. Другое дело, какую долю рынка они оставят за собой, а какую отдадут постаматам».