Пресс
центр

Контакты для СМИ:

По вопросам о деятельности компании в России для публикаций обращайтесь в пресс-центр Tablogix в России:

Мария Домашёва

Менеджер по маркетингу

Maria.Domasheva@Tablogix.ru

Ритейлерам удается сдерживать рост цен на продукты питания

17.04.2017

Журнал CRE Retail 

Дмитрий Масальцев, директор отдела продаж Itella в России, рассказывает о том, как ритейлерам и логистам удаётся сдерживать рост цен на продукты питания.

В продуктовом ритейле цены стабильно растут. Причин для этого много, но основной является валютная составляющая стоимости продовольственных товаров. Рост курса валют вынуждает производителей вкладывать больше в запчасти и оборудование, а это на 80% импортные компоненты. При этом даже продукция, выпускаемая в России, зачастую производится на импортной материальной базе. Так, для российского шоколада, например, какао-бобы, ароматизаторы и наполнители импортируются из-за рубежа.

Если смотреть на продуктовый рынок в целом, то на фоне падения рубля и общей стагнации экономики, совершенно закономерным выглядит и падение покупательской способности на 20-30%. Это заметно во всех потребительских категориях хотя бы по тому, насколько аккуратно люди стали подходить к ежедневным тратам и формированию семейного бюджета. Конечно, ритейлеры, борясь за покупателей, как могут сдерживают рост цен, жертвуя частью маржи, меняя ассортимент торговых залов или наращивая свое присутствие в доступном ценовом сегменте. В ряде случаев выходом из положения становится и снижение доли импортных продуктов с одновременной переориентацией на российских поставщиков. Это не только позволяет ритейлерам оставаться в рамках приемлемого ценового диапазона, но и позитивно влияет на экономику страны.

В то же время крупные ритейлеры федерального уровня сталкиваются с другой сложностью: локальные подрядчики, поставляющие продукцию в рамках импортозамещения, не могут поддерживать необходимый объем товара, в связи с чем торговым сетям приходится искать дополнительных поставщиков. Показательный пример — тренд на переориентацию с европейских поставок на поставки из Юго-Восточной Азии. Конечно, это требует дополнительных усилий, ведь необходимо соблюдать единые стандарты качества.

Сдерживая агрессивный рост цен, ритейлеры ищут разные пути выхода из сложного положения. В том числе, и поглощая мелких игроков локальных рынков. Именно так активно растут X5 Retail Group и «Магнита», занимая по некоторым данным уже сейчас порядка 45% рынка. В густонаселенных регионах с высоким процентом освоенности федеральными торговыми сетями, расширение таких гигантов идет медленно и именно за счет поглощения местных компаний.

Также федеральные ритейлеры имеют возможность определенным образом регулировать закупочную стоимость продукции. Чтобы получить контракт, поставщики так или иначе вынуждены принимать их тарифы и снижать свою прибыль, ведь в долгосрочной перспективе важнее, чтобы продукт попал на полки крупного магазина и был на виду у как можно большего количества потенциальных покупателей.

Стоит сказать еще об одной тенденции продуктового ритейла — локализации распределительных центров по регионам. Именно из этих центров пополняются товарные запасы магазинов, поэтому ключевым фактором расширения сети становится сокращение затрат на складские площади. В свою очередь девелоперы стремятся уменьшать процент пустующих складов, поэтому снижают стоимость квадратного метра и лояльно подходят к срокам аренды. Учитывая постепенно уменьшающуюся стоимость складской площади, сегодня можно говорить о диапазоне рыночной ставки 3,5-5 тысяч рублей за кв.м. При этом 50% сделок по аренде или покупке приходится именно на долю продуктовых торговых сетей.

Ряд крупных столичных компаний строят собственные центры распределения товарных запасов, выбирая формат build-to-suite. Это отличная возможность учесть специфику склада для ритейла, в том числе, создав лицензированные зоны для хранения и обработки скоропортящейся продукции, а также площади, не требующие специального микроклимата. Федеральным ритейлерам зачастую выгоднее самостоятельно хранить и обрабатывать складские запасы. У них для этого есть и компетенции, и ресурсы. Взять те же X5 Retail Group и Metro. Хотя «Ашан», например, для реализации всех без исключения логистических операций привлекает 3PL-провайдеров. В рамках такой бизнес-модели торговая сеть вкладывает финансы в развитие ассортимента, а не в логистику. У этого решения есть свои плюсы: оптимизируя технологические складские операция и поднимая коэффициент эффективности этих процессов, логистический оператор может снизить соответствующие издержки клиента на 10%, что, конечно, повлияет на стоимость товара для конечного потребителя.

Успешное расширение в продуктовом ритейле невозможно без отлаженной системы грузоперевозок. В связи с этим многие крупные компании предпочитают работать с транспортным подрядчиками. В свое время, когда мелкие игроки продовольственной розницы ушли с рынка наблюдался определенный дефицит транспорта. Сегодня уровень затрат на доставку постепенно увеличивается на 10-20%, и если доля логистических расходов в стоимости товара уже сейчас составляет 5-7%, то в ближайшее время она вырастет, и это неизбежно повлечет за собой новый виток роста цен на продукты.

Источник: Журнал CRE Retail


В 1994 г.
основана в России
29 лет
на рынке логистики
400 тыс м²
складских помещений
700
городов доставки
2000
сотрудников