центр
Контакты для СМИ:
По вопросам о деятельности компании в России для публикаций обращайтесь в пресс-центр Tablogix в России:
Мария Домашёва
Менеджер по маркетингу
По вопросам о деятельности компании в России для публикаций обращайтесь в пресс-центр Tablogix в России:
Менеджер по маркетингу
«CRE Склады и логистика»
Борис Тимофеев, директор по контрактной логистике Itella в России дает комментарии в статье «Логистика будущего»: о том, как цена на нефть, уровень валютного курса и наличие санкций влияют на развитие логистики, а также о том, какие изменения ждут логистическую отрасль в ближайшее время.
Цены на нефть влияют на макроэкономическую ситуацию в целом и на положение России на мировом рынке. Когда стоимость барреля падает, возникает дефицит бюджета, который напрямую воздействует на все отрасли экономики, в том числе и на логистическую. Когда валюта растет, покупательская способность населения автоматически падает, что влечет за собой сокращение объемов грузоперевозок товаров или переориентацию потребителей на более бюджетные товары/услуги. Санкции, в свою очередь, влияют на развитие местной промышленности, тем самым увеличивая грузопотоки внутри страны. Еще один фактор — переход промышленности и грузоперевозчиков на «зеленые» технологии и экологичные виды топлива. Рано или поздно это случится со всеми, поэтому, чем постепенней и бережней будет переход на новые технологии, тем более конкурентоспособными станут такие компании. Кроме того, стоит отметить и определенные административные барьеры. Вспомнить хотя бы 1 января 2016 г, когда была разрешена продажа только грузовых машин с двигателями стандарта «Евро‑5», не ниже. Из-за чего, спустя некоторое время, значительно сократилась и реализация бензина ниже этого стандарта.
На логистический рынок влияют и демографические изменения в стране. Постепенно растет продолжительность жизни, повышается уровень медицинских услуг, даже пожилые дольше сохраняют трудоспособность, что вынуждает компании идти на внедрение новых автоматизированных технологий, заменяющих часть операций по ручному труду.
В мировом масштабе мы видим рост рынка транспортно-логистических услуг. Это подтверждают и данные Armstrong&Associates, согласно которым в 2015 г. на логистическую отрасль ушло $7,6 трлн, включая $4,3 трлн на аутсорсинг, тогда как к 2020 году только аутсорсинг заберет на себя $5,1 трлн, в то время как объем затрат на логистику в целом может увеличиться до $9 трлн и более.
В России логистика также наращивает обороты, хотя и не так быстро, как в общемировом формате. «Институт Тренинга - АРБ Про» опубликовал цифры, по которым емкость рынка 2015 г. составляла 2,9 млрд рублей, тогда как к 2020 г. она прогнозируется на уровне 3,2 млрд рублей.
Пожалуй, самое существенное влияние на развитие логистического рынка оказывает e-commerce. Товары, покупаемые через интернет, занимают 20% объема всех грузопотоков. Также ритейлеры сегмента онлайн-торговли арендуют или покупают крупные складские площади, что тоже отражается на ситуации в логистике. Если привести пример, то лучше центр распределения товаров Amazon в Техасе, который расположен на площади порядка 117 тыс. кв.м.
Прослеживается еще один четкий тренд: клиенты логистических операторов предпочитают разрабатывать сценарии для бизнеса на основе краткосрочного анализа ситуации в стране, и только после этого принимают управленческие решения по доставке, ассортименту и пр. Имеется определенный спрос на комплексные услуги, предполагающие не просто доставку и хранение, но и управление товарными запасами и заказами у производителей. Таким образом, на операторов перекладываются функции целого отдела логистики.
Будущее рынка в России, и не только, определяется современными IT-технологиями. Доля ручного труда постепенно сокращается. На смену приходят частично или полностью автоматизированные процессы, роботизированная техника. Это финансово целесообразно, поскольку механизмы и элементная база технологий постепенно дешевеет. Если рассматривать этот процесс на конкретных примерах, можно обратиться к пикингстанциям, которые позволяют задействовать сотрудников только в процессе сборки заказа, не тратя время персонала на разъезды по складу: товар для комплектации заказа доставляется сборщику по транспортировочной системе. Тот же Amazon практикует использование роботов для транспортировки целых стеллажей к месту сбора — в 2015 г. этот процесс на 13 складах интернет-гиганта исполняли 30 тыс. роботов.
Прослеживается и тенденция к оборудованию полностью автоматизированных складов, состоящих из стеллажных самонесущих конструкций, рассчитанных на работу с кранами-штабелерами. На этих площадках можно по-максимуму использовать высоту помещения, размещая на 1 квадратном метре до 10 палет. Этот показатель превышает показатель классического склада класса А.
Эффективное использование площадей позволяет хранить большой товарный запас и размещать продукцию на меньшей площади, что актуально для заводских складов и распределительных центов, строящихся на дорогих городских земельных участках.
Есть перспективы и у беспилотных складских систем. Уже сейчас они есть в ассортименте почти всех крупных производителей роботизированной техники. Складские беспилотники передвигают грузы, ездят за подборщиком, размещают упаковки в нужной зоне. Дроны могут использоваться и для доставки мелких заказов, однако для того, чтобы это реализовать, необходимо предусмотреть нормативную базу и правила транспортировки.
Рано или поздно на складах будет внедрена и технология Google Glass. Она удобна тем, что освобождает руки персонала от радиопередатчиков — все задания они получают на монитор очков и там же подтверждают их выполнение.
Возможно, в скором времени найдет свою нишу и применение 3D-принтеров для печати базовых деталей на месте, чтобы не тратить время и деньги на перевозку таких мелочей, как уплотнительные кольца для насосов, например. Также на рынке не так давно появились автомобили с опцией съемного кузова, что позволяет сократить время погрузки/разгрузки: полный кузов снимается, а второй ставится под загрузку. Так можно увеличить удельную массу грузов, транспортируемую в единицу времени и сократить расход топлива. Нельзя не отметить и перспективы более точной координации маршрутов, что в конечном итоге должно привести к увеличению эффективности грузоперевозок и снижению количества холостых пробегов.
Источник: CRE Склады и логистика