
центр
Контакты для СМИ:
По вопросам о деятельности компании в России для публикаций обращайтесь в пресс-центр Tablogix в России:
Мария Домашёва
Менеджер по маркетингу
По вопросам о деятельности компании в России для публикаций обращайтесь в пресс-центр Tablogix в России:
Менеджер по маркетингу
За год бюджет получил от «Платона» более 8 миллиардов рублей. В системе сейчас 95% крупных российских перевозчиков и 719 тыс. зарегистрированных грузовых автомобилей. Чтобы нивелировать возросшие транспортные расходы, перевозчики увеличили тарифы, а производители и ритейл повысили итоговые цены, включив в них не только плату за «Платон», но и затраты на администрирование.
В ноябре 2016 г. для грузовиков массой более 12 тонн тариф составит 1,53 рубля за один километр федеральной магистрали. По словам коммерческого директора оператора «Платона», в декабре прошлого года в системе было учтено 650 тыс. грузовых машин, и больше 50% оснащено бортовыми устройствами, которых, в свою очередь, выдано 435 тыс. С апреля 2016 г. маршрутные марты смогут оформлять только зарегистрированные пользователи «Платона» и их на данный момент уже выдано 7,5 млн.
По усредненным данным владелец одного грузовика отчисляет в «Платон» 1800 рублей в месяц, как если бы машина проезжала по федеральным магистралям 1200 км. Однако нельзя просто разделить сумму отчислений на количество машин, это некорректно. Потому что у некоторых перевозчиков машины проходят по 25 тыс. км в месяц по федеральным магистралям, в то время как другие включают федеральные дороги в свой маршрут лишь частично. Тем более что федеральные автомагистрали — это всего 5% от всех дорого в РФ.
Оператор рассчитывает, что сборы будут увеличиваться, так как растет и число зарегистрированных пользователей. Пиковые сезоны — лето и осень, а интенсивно используют федеральные трассы порядка 20% грузовых машин, тогда как у 80% маршруты проходят, в основном, по региональным трассам. Кроме того, у некоторых перевозчиков ярко выражена сезонность или автопарк простаивает. Приведенные цифры представители Министерства транспорта и Росавтодора не прокомментировали.
Для отслеживания неплательщиков в Московской и Калужской областях смонтировано 20 рамок. Через год их будет уже 481. Чтобы выявить тех, кто просто не включают бортовые устройства для записи пройденного пути, подключат 100 мобильных контролеров.
После введения «Платона» тарифы на перевозки по России выросли в среднем на 4-8%. Конечно, эти цифры зависят от маршрута, говорит Денис Захаров из Itella. При этом по данным Росавтодора перевозка составляет 4-10% в структуре себестоимости товаров и если стоимость проезда по федеральным трассам снова вырастет, на итоговую цену это повлияет в долях процента.
Герман Граф не так давно предупреждал, что система «Платон» отразится на ценах: ее вклад в инфляционные процессы 2016 г. может достичь 1,5 п.п. Однако, по мнению представителя Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимира Сальникова, это завышенная оценка. Если учесть, что «Платон» планирует отчисления в размере 20 млрд. рублей только в 2016 г, а оборот в продуктовом ритейле в 2015 г. составил 13,4 трлн. руб. и 27,5 трнл. руб. во всем розничном секторе, то влияние оплаты за большегрузы не более 0,1 п.п. Ведущий эксперт Центра развития НИУ ВШЭ Николай Кондрашов посчитал, что вклад «Платона» в инфляцию составит 0,04-0,05 п.п, причем уже учтен в ценовой политике и будет играть разовую, несущественную роль. Тем более что в автомобильных грузоперевозках определенную долю занимает сырье, инвестиционные товары, что влечет рост цен в инвестициях и экспорте, так что далеко не все отчисления в «Платон» ложатся на плечи конечных потребителей.
В Минэкономразвития придерживаются похожей позиции, считая роль «Платона» в инфляции слабо заметной. Введение отчислений ведет к увеличению транспортных издержек, процент которых в структуре розничных цен невысок.
В России федеральные трассы занимают только 5% всей дорожной сети, однако на них приходится 40% грузоперевозок, притом, что по данным НИИ автомобильного транспорта 60% — это большегрузы, тяжелее 12 тонн.
Разработать маршрут в обход федеральных трасс, учитывая качество альтернативных дорог, очень сложно, говорит Денис Захаров, руководитель отдела междугородных автомобильных перевозок Itella в России.
По данным Росстата суммарный рост грузооборота составил 1,4% по отношению к тому же 1 кварталу 2015 г., при этом единственный вид транспорта с отрицательной динамикой — автомобильные перевозки. Они сократились на 2,3%, тогда как ж/д выросли на 0,5%, а морские увеличились на 75%.
Федеральная налоговая служба пока не готова говорить об обелении рынка после введения «Платона». 4 месяца не показали сколько-нибудь значительного уменьшения действующих юридических лиц. Этот показатель меняется в пределах 4,82-4,8 млн, что считается нормальным. Результаты работы отрасли можно характеризовать по ключевым налогам — на прибыль и УСН. Они платятся ежеквартально, авансом, с годовым расчетом по итогу. Так что пока говорить о влиянии «Платона» рано. Итоги можно будет подводить в конце марта 2017 г по декларациям, поданным за 2016 г.
Нельзя также сводить поступление налогов в отрасли к одному только «Платону». Определенное влияние на рынок оказывает и общая отрицательная экономическая ситуация. Так, за первый квартал 2016 г. автомобильный транспорт сократил грузооборот на 2,3% по отношению к тому же периоду 2015 г, а в 2015 г., в первом квартале, это снижение было еще больше — 5,5%.
Недовольства грузоперевозчиков, логистических компаний и замечания профильных ведомств не остались без внимания государства: с 26 апреля «Платон» сможет работать по системе постоплаты, штрафы уменьшены, сделаны отсрочки индексации и льготные тарифы для бизнеса. Также правительство предложило к рассмотрению в Госдуме возможность вычета из транспортного налога суммы платежей через «Платон».
Несмотря на то, что система постоплаты очень сложная, РТИТС не уполномочено оказывать влияние на этот вопрос. Условия установлены правительством, а механизм отсрочки индексаций согласован с представителями логистической отрасли. Со стороны малого, среднего бизнеса, ассоциаций перевозчиков и производителей учтены все предложения, так что с 1 июня 44 тыс. грузовиков будут работать с системой постоплаты.
На дорожное строительство федеральный бюджет выделил 700 миллиардов рублей в год. Из них от «Платона» ждут 20 млрд. В свою очередь 10,6 млрд. отойдет концессионеру. Очевидно, что вклад «Платона» не поможет быстро и тотально изменить ситуацию с дорожно-транспортной системой РФ.
Планировалось, что отчисления в «Платон» пойдут в регионы, на проекты дорог в рамках ГЧП. Заявки на 7 региональных проектов уже рассмотрены: мост через Обь в Новосибирске, обходы Ижевска и Хабаровска, два моста через р.Чусовую в Перми и Шексну в Череповце. Адресата поступлений определит правительственная комиссия, но на подготовку качественного проекта ГЧП нужно время, поэтому основная часть регионов запланировала подачу заявок на 2017 г.
Минтранс сообщил, что поступления из «Платона» пойдут на экстренный ремонт дорог в регионах. Правительство распорядилось перечислить 10,85 млрд. руб. по 24 регионам, из них в Екатеринбург уйдут 450 млн руб., в Ростов-на-Дону 400 млн руб., в Сыктывкар 350 млн руб., Калуга получит 200 млн. рублей, а Орел 150 млн. руб. Итоговые списки объектов для ремонта утверждаются региональными главами администраций.
Источник: www.vedomosti.ru