центр
Контакты для СМИ:
По вопросам о деятельности компании в России для публикаций обращайтесь в пресс-центр Tablogix в России:
Мария Домашёва
Менеджер по маркетингу
По вопросам о деятельности компании в России для публикаций обращайтесь в пресс-центр Tablogix в России:
Менеджер по маркетингу
Повлияйте на сознание и эмоции сотрудников, помогите им понять: эти правила лучше соблюдать!
В этом материале расскажем, как провести инструктаж по технике безопасности так, чтобы убедить сотрудников в важности этих правил. Разберем, зачем фиксировать на фото рабочий беспорядок и показывать примеры неправильного хранения материалов. Объясним, зачем и как влиять на эмоции, чтобы доказать необходимость соблюдения требований безопасности, а также рассмотрим важность личного примера со стороны руководства компании.
На одном из складов во время погрузки фуры погрузчиком работнику случайно повредили ногу. И довольно серьезно. А все могло бы сложиться иначе, ведь на складе висят плакаты, призывающие персонал надевать на обувь защитные намысники. На работнике, получившем травму, намысника не было. И это далеко не первый случай, когда сотрудники получают травмы, игнорируя простые и общеизвестные требования безопасности. В этой ситуации формально специалисты по охране труда сделали все, что должны были: прописали правила безопасности, ознакомили с ними весь персонал, даже развесили плакаты для напоминания. Работники в ознакомлении с инструктажем расписались, но правила не выполняли. Тогда в беседе с Директором по персоналу Заместитель гендиректора попросил в корне изменить отношение рабочих к требованиям безопасности. Для этого нужно было разработать комплекс мер и добиться их понимания.
В том виде, в котором инструктаж по технике безопасности проводится сейчас, он не эффективен. Это скорее лекция, чем инструктаж и рабочие, не вслушиваясь в нудные фразы, сразу забывают о том, что говорилось. Поменяйте формат — проведите инструктаж в форме тренинга. При таком подходе, ответственный за инструктаж задает сотрудникам вопросы, а они отвечают. При этом необязательно задавать вопросы строго по тексту. Можно разнообразить методику, приводя примеры из практики и гипотетические ситуации, чреватые несчастными случаями. Благодаря такому подходу можно добиться максимально внимательного отношения и включенности сотрудников в тему.
Приведем пример. На металлургическом комбинате мастер ведет тренинг-инструктаж «Транспортировка муфты валка прокатной клети», задавая вопросы. У слесаря-ремонтника, обеспечивающего страховку муфты и клетей стана, он спрашивает о видах строп для транспортировки муфты, их длине и грузоподъемности. Рабочему, правильно отвечающему на вопросы, мастер ставит отметку о пройденном инструктаже. Если слесарь медлит с ответом, сомневается или не уверен, мастер дает ему на изучение наглядный материал и снова задает вопросы, просит рассчитать высоту предварительного подъема груза. В итоге к работе допускаются только те слесаря, которые правильно отвечают на вопросы, разбираются в ситуации, владеют темой.
Ведя инструктаж в таком формате, важно регулярно менять вопросы. Иначе, выучив ответы, рабочие будут отвечать, не задумываясь о сути проблемы, а значит, и не будут всерьез воспринимать требования безопасности. Естественно, эффективность таких тренингов снизится.
На одном крупном предприятии генеральный директор и глава HR решились на жесткий прием — пригласили на одно из собраний жен сотрудников, пострадавших в результате несчастных случаев. Решение было сложным, но перед руководством стояла серьезная задача — убедить людей, что техника безопасности помогает сохранить здоровье и спасти жизнь.
На этот шаг пошло руководство предприятия, где больше года назад произошло два несчастных случая на производстве. В первом случае работник сорвался с лесов, не закрепив страховочный пояс. Он погиб. Второй пострадал из-за упавшего с крыши бетонного блока. На опасном участке была разметка, но сотрудник проигнорировал и ее, и защитную каску, обязательную на строительной площадке. Результат — тяжелые увечья.
Жен обоих сотрудников генеральный директор и руководитель HR пригласили на предприятие, чтобы напомнить о пострадавших коллегах, показать, какими последствиями чревато несоблюдения простых правил безопасности и заставить людей беспокоиться если не о себе, то о своих близких.
В зале, где по очереди выступали женщины, была мертвая тишина. Люди молчали, прятали глаза. Виноватыми чувствовали себя все. И потому, что сами не соблюдали требования безопасности, и потому, что не уберегли коллег. Обе женщины на вопрос «Кто виноват?» ответили, что виноваты и мужья, и коллеги, и руководители компании, которые не смогли контролировать правила безопасности.
Собрание принесло свои плоды: сотрудники стали четко выполнять правила безопасности, поняв, насколько печальные последствия ждут тех, кто позволяет собственной беспечности взять верх над доводами разума.
В рамках программы каждый специалист или начальник участка в паре с подчиненным выявляет возможные процессы и зоны, связанные с риском и потенциальной опасностью для здоровья/жизни людей. Они же вырабатывают меры безопасности и передают их вышестоящему начальству, которое, в свою очередь, следит за тем, чтобы они были внедрены и применялись. Эту программу необходимо согласовать со службой охраны труда и генеральным директором, довести до менеджеров высшего и среднего звена.
В компании «Хенкель Рус», например, инновации в систему контроля за несчастными случаями на производстве, внедряются постоянно. Работает институт уполномоченных по охране труда, состоящий из авторитетных рабочих. Их обучают оценивать уровень опасности, видеть производственные риски и избегать травм. Хорошо работает и практика внутренних аудитов производственных рисков. Она проводится руководителями разных направлений и проходит раз в неделю. В рамках такого аудита команда аудиторов обходит производственные корпуса и территории, фиксируя нарушения техники безопасности.
Задействуйте профессионального фотографа, который после окончания трудового дня обойдет цеха и снимет беспорядок, оставленный на рабочих местах. Ведь брошенные инструменты, неубранный инвентарь и пр. могут стать причиной травм. Например, металлические стружки рядом со станком скользкие, на них легко упасть и пораниться. Сделанные фото можно вывешивать на стенах офиса, чтобы люди видели, как они заканчивают трудовой день и какой беспорядок царит на рабочем месте вопреки требованиям безопасности.
У фотографий есть особое свойство подчеркивать моменты, на которые в ежедневной рутине мы не обращаем внимания. Так что можно быть уверенным — фотографии беспорядка на рабочем месте произведут на сотрудников не лучшее впечатление. Кроме того, коллеги увидят автора беспорядка. Хорошо бы делать такие фотосессии регулярными, например, раз в месяц. Постепенно люди втянутся и перестанут оставлять после себя грязь и мусор.
Игровая механика позволяет освежить знания техники безопасности и четко идентифицировать опасности. Важно, чтобы в ролевой игре участвовали и рядовые сотрудники, и руководство, потому как подчиненные традиционно копируют модель поведения управленческого звена. Моделируйте разные ситуации, наблюдайте, как ведут себя сотрудники, соблюдают ли требования безопасности или теряются, не следуя им. После игры обязательно анализируйте, почему было сделано так, а не иначе, и можно ли было поступить по-другому.
Так, в компании Itella для всего складского персонала регулярно проводится деловая игра под руководством HR-директора. В рамках игры участников разбивают на пары, каждая из которых получает «ролевые карты». В них отмечено, какую роль исполняет каждый участник, и в какой ситуации он находится. Может случиться так, что мастеру и слесарю попадутся карты «водитель погрузчика» и «руководитель» в ситуации «инструктаж по технике безопасности». Чтобы сыграть свою роль, слесарю придется перечитать правила безопасности и сформулировать вопросы для напарника, который играет роль водителя. Когда в карте попадается ситуация со штабелированием, например, один участник описывает свои действия для другого, а тот, в свою очередь, оценивает их полноту и соответствие требованиям. Модерируют игру специалисты по охране труда, наблюдая за тем, как ориентируются в правилах безопасности сотрудники. После игры участники тренинга проходят тест, смотрят ролики по теме безопасного поведения на складе, обсуждают сюжеты и рассматривают риски. Руководители в обязательном порядке встречаются на групповой сессии, где обмениваются опытом и кейсами по контролю за техникой безопасности.
В вопросах безопасности ни для кого не должно быть исключений. Если прораб вышел на площадку без каски — штрафуйте. Погрузчик проехал по складу без звукового сигнала? Штрафуйте водителя. Электрик не отключил напряжение? За каждое отступление от правил безопасности наказывайте, без объяснительных и оправданий. В том числе и высшее звено. На первый раз можно урезать премию. При повторном нарушении — дать выговор.
Приведем в пример производственное предприятие, на котором внедрили систему отрывных талонов по технике безопасности. За каждое нарушение, например, работу без каски или открытый на площадке люк, у сотрудника отрывали талон. Каждый оторванный талон уменьшал квартальную премию на 25%. Всего их было 4. Так, если за квартал работник лишался трех талонов, он оставался без премии, а персонал, оставшийся без талонов вовсе, к концу квартала попадал к HR-директору на обсуждение вопроса увольнения.
При таком подходе без предупреждения руководители предприятия в конце дня выходят в цеха, где убирают оставленные в беспорядке рабочие места. В одном промышленном холдинге управленцы высшего и среднего звена однажды надели рабочую одежду, пришли в конце смены в цех и начали убирать мусор, оставленный сотрудниками. Этот процесс сняли на видео и выложили на корпоративный портал. В ролике ни слова не было сказано о причинах такого поступка, а говорилось лишь о том, что оставлять рабочее место чистым и убранным — необходимость, продиктованная заботой о безопасности.
Видео стало своеобразным немым укором для рабочих, оставлявших столы неубранными. Управленцам понадобилось всего три таких субботника, чтобы линейный персонал начал убирать за собой без напоминаний и санкций.
Правда на то, чтобы уговорить руководство выйти в цех на уборку, может понадобиться время. У руководителя HR промышленного комплекса на это ушел год.